Муниципальное дошкольное образоватеьное бюджетное учреждение
Бузулукского района Оренбургской области
МОиН РФ Обрнадзор ППОО МО ОО ФП РО ФИПИ ФЦ ИОР ЕО

ГЛ ВНСДС ГЛ ВСНЗ ГЛ ВРП Детский телефон Доверия
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Средства обучения и воспитания

Для осуществления образовательной деятельности с детьми используются различные средства обучения и воспитания.

Под средствами обучения и воспитания понимаются материальные или идеальные объекты, которые используются в образовательном процессе для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Предметы материальной культуры игрушки:

— сюжетные (образные) игрушки: куклы, фигурки, изображающие людей и животных, транспортные средства, посуда, мебель и др.;

— дидактические игрушки: народные игрушки (матрешки, пирамиды, бочонки и др.), мозаики, настольно-печатные игры;

— игрушки-забавы;

— спортивный инвентарь: мячи, скакалки, кегли, обручи, ленты, кольцебросы и т.д.

— музыкальные игрушки: металлофоны, барабаны, дудки, колокольчики, бубенчики и др.;

— театрализованные игрушки: куклы (перчаточные, пальчиковые и др.); наборы сюжетных фигурок, костюмы и элементы костюмов, атрибуты, элементы декораций, маски, бутафория и др.;

— строительные и конструктивные материалы: наборы строительных материалов, конструкторы, легкий модульный материал и др.;

— игрушки-самоделки из разных материалов;

— игровые модули: «Кухня», «Парикмахерская», «Магазин» и др.

изобразительная наглядность (объемные изображения): муляжи овощей, фруктов, макеты, гербарии и др.

дидактический материал (в том числе раздаточный материал).

Технические средства обучения технические устройства (аппаратура):

— мультимедийный проектор;

— магнитофон, ноутбук, музыкальный центр;

— телевизор;

— экран, периферийные устройства (монитор, клавиатура, принтер, сканер, звуковые колонки и др.)

дидактические средства обучения (носители информации):

— звуковые – аудиозапись музыкальных произведений, детских песен, аудиосказки;

— экранно-звуковые: видеозаписи, мультфильмы, презентации

3.Учебно-методическое обеспечение учебные пособия

методические разработки

4. Художественные средства предметы декоративно прикладного искусства, детская художественная литература и др
5. Средства наглядности (плоскостная наглядность) плакаты, карты настенные, иллюстрации, фотографии, дидактические картины (серии картин), предметные картинки, календарь природы и пр
6. Средства общения вербальные средства (речь)

невербальные средства: визуальное взаимодействие; тактильное взаимодействие; мимика, пластика; перемещение в пространстве

7. Средства стимулирования познавательной деятельности: помощь в обучении:

— помощь-замещение (педагог дает готовый ответ на вопрос, подсказывает ход решения задачи);

— помощь-подражание (демонстрация образцов действий);

— помощь-сотрудничество (совместное обсуждение затруднительной ситуации и путей выхода из нее);

— помощь-инициирование (создание условий для свободного выбора пути и способов решения образовательных задач);

противодействие обучению: определенная сложность задания, которую ребенок должен преодолеть, т.е. «сопротивление» познавательного материала

При использовании различных средств обучения педагоги учитывают следующие требования:

  • учет возрастных и психологических особенностей детей;
  • гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
  • учет дидактических целей;
  • приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

Выбор средств обучения зависит от:

  • возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
  • типа и структуры занятия;
  • количества детей;
  • интереса детей;
  • конкретных образовательных задач;
  • особенностей личности педагога, его квалификации.